1940-1960 годы

Учебная лаборатория

В восьмидесятые годы на кафедре была специально разработана методика формирования у студентов втузов исследовательских знаний и умений в процессе физического лабораторного практикума. Требования к выполнению лабораторных работ были высокими всегда. Вот что пишет об этом И.В. Обреимов: «Своеобразен был и сам процесс обучения, и учет знаний в Политехникуме. Была строго регламентирована последовательность проведения лабораторий: 1-я физическая лаборатория, 2-я физическая лаборатория, энциклопедия электротехники, электрические измерения и т. д. Нельзя было работать в лаборатории, не имея зачета по всем предыдущим. И этот закон соблюдался неукоснительно. В 1922 году со мной был такой случай. Один студент умолил меня поставить ему зачет по 2-й физической лаборатории, которую он не доделал. Для него это было очень важно… Я сдался и под честное слово, что он лабораторию доделает, поставил зачет. В следующем семестре ко мне пришел преподаватель Миллер из лаборатории «энциклопедия электротехники и сухо сказал: «Вы проставили зачет 2-й физической лаборатории студенту такому-то, тогда как ясно видно, что он лаборатории не делал. Если такой случай еще повторится, я поставлю вопрос о вас на Совете факультета». Повернулся и ушел. Об этом случае Миллер доложил и профессору В.В. Скобельцыну, который заведовал лабораторией. Владимир Владимирович меня не журил, но сообщил мне, что на меня есть жалоба».

В восьмидесятые (?) годы на кафедре была специально разработана методика формирования у студентов втузов исследовательских знаний и умений в процессе физического лабораторного практикума. Требования к выполнению лабораторных работ были высокими всегда. Вот что пишет об этом И.В. Обреимов: «Своеобразен был и сам процесс обучения, и учет знаний в Политехникуме. Была строго регламентирована последовательность проведения лабораторий: 1-я физическая лаборатория, 2-я физическая лаборатория, энциклопедия электротехники, электрические измерения и т. д. Нельзя было работать в лаборатории, не имея зачета по всем предыдущим. И этот закон соблюдался неукоснительно. В 1922 году со мной был такой случай. Один студент умолил меня поставить ему зачет по 2-й физической лаборатории, которую он не доделал. Для него это было очень важно… Я сдался и под честное слово, что он лабораторию доделает, поставил зачет. В следующем семестре ко мне пришел преподаватель Миллер из лаборатории «энциклопедия электротехники и сухо сказал: «Вы проставили зачет 2-й физической лаборатории студенту такому-то, тогда как ясно видно, что он лаборатории не делал. Если такой случай еще повторится, я поставлю вопрос о вас на Совете факультета». Повернулся и ушел. Об этом случае Миллер доложил и профессору В.В. Скобельцыну, который заведовал лабораторией. Владимир Владимирович меня не журил, но сообщил мне, что на меня есть жалоба».

В конце пятидесятых годов связи кафедры с ФТИ ослабли из-за запрета сотрудникам ФТИ совмещения научной и педагогической деятельности. Д.Н. Наследову в качестве исключения было разрешено остаться заведующим — совместителем. По предложению Д.Н. Наследова В.А. Дорин в начале 60-х годов организовал на кафедре лабораторию по исследованию полупроводниковых приборов на основе селена. Появились связи кафедры с предприятиями: заводом «Старт» (Москва), заводом полупроводниковых приборов (Йошкар-Ола). Одновременно по инициативе профессора В.А. Дорина на кафедре начинают выполняться работы по резонансной спектроскопии.

В те же годы под руководством доцента Т.И. Никитинской развивается новое направление — рентгенолюминесценция активированных ионных кристаллов с целью изучения механизма люминесценции в широкозонных твердых телах и создания новых твердотельных детекторов ионизирующего излучения.