1920-1940 годы

П.Л.Капица и Н.Н.Семенов

Прежде чем продолжать рассказ о кафедре дальше, следует уточнить разницу между нынешним значением слова «кафедра» и тем, что использовалось до 1934 года. Сегодня под кафедрой в вузе подразумевается учебно-научное подразделение (коллектив профессоров, доцентов, преподавателей, ассистентов, лаборантов, научных сотрудников, аспирантов, инженеров, техников и секретарей) во главе с заведующим кафедрой, обеспечивающее обучение студентов одной или нескольким тесно связанным дисциплинам. До 1934 года кафедра — всего лишь должность или «место» профессора. Можно было «замещать» или «занимать» кафедру, но никак не заведовать ею. По всей вероятности, функции современных заведующих кафедрами до 1934 года исполняли заведующие лабораториями или деканы факультетов. Такое предположение выдвигается на основании воспоминаний академиков И.В. Обреимова и М.А. Павлова , а также того, что после назначения А.Ф. Иоффе в 1934 году заведующим кафедрой институт премировал В.В. Скобельцына, которому в 1933 году исполнилось 70 лет, в 1935 году «за исключительно добросовестную работу по организации лаборатории общей физики», а в 1936 году институт возбудил ходатайство об установлении ему персональной ставки по работе в физической лаборатории.

Из работ, выполненных в 20-30-е годы непосредственно в физической лаборатории уверенно можно назвать работы отца и сына Скобельцыных. Владимир Владимирович в рамках работ, производившихся над фарфоровыми изоляторами в Политехническом институте в связи с осуществлением плана ГОЭЛРО, исследовал пористость электротехнического фарфора. В процессе исследования им была создана оригинальная методика определения пористости фарфора. Результаты исследования были доложены на Международной конференции по сетям высокого напряжения в Париже в 1923 году, где они вызвали большой интерес. Им же был разработан «Способ определения коэффициента внутренней теплопроводности дурных проводников тепла при помощи эталонных пластин».

Дмитрий Владимирович весной 1924 года выполнил свою первую научную работу, посвященную экспериментальному исследованию рассеяния гамма лучей методом камеры Вильсона , которое стало первым прямым исследованием взаимодействия элементарных частиц — фотона и электрона. Иными словами, Д.В.Скобельцыным было положено начало новой области физики — экспериментальной физики взаимодействия элементарных частиц. Вот как говорит об этом сам Д.В. Скобельцын: «Активно начал свою работу самостоятельно (в лаборатории моего отца и благодаря его поддержке) только в 1923-24 годах. Далее шесть лет, самых счастливых лет моей жизни, заполненные интенсивной работой, которой сопутствовала удача, принесшая сразу же существенный успех и известность».

Основной особенностью учебного и научного процессов на кафедре со дня основания ФТИ, впрочем, как и всего физико-механического факультета, была их теснейшая связь. На кафедре преподавали ведущие сотрудники ФТИ, а в научной деятельности практически невозможно было определить, где она выполнялась, так как в лаборатории кафедры велись работы в основном по планам ФТИ.

О возможностях курса физики и уровне преподавания на кафедре в послевоенные, сороковые годы, можно судить по воспоминаниям выпускника гидротехнического факультета 1951 года В.В. Баронина: » Очень серьезно проводились лабораторные работы по физике. Скажу только, что мне пришлось проработать в лабораториях почти всю жизнь и проводить исследования едва ли не во всех областях строительного дела и гидравлики, и навыки исследовательской работы я получил именно на первом и втором курсах в лаборатории общей физики ЛПИ. Нашими преподавателями были М.Ф. Машков, М.М. Рывкин, В.А. Харченко. Они, особенно Машков и Рывкин, были очень требовательны, но это ведь необходимо в общении со студентами, да еще первого курса».