Абрам Фёдорович Иоффе

Абрам Фёдорович Иоффе

Абрам Фёдорович Иоффе родился 29 октября 1880 года в г. Ромны Полтавской губернии и был старшим среди пятерых детей в семье. Его отец, Федор Васильевич Иоффе служил бухгалтером в частной банкирской конторе, а мать — Рашель Абрамовна Иоффе (урожденная Вайнштейн) — была домохозяйкой. В 1888 году А. Ф. Иоффе поступил в приготовительный класс Роменского реального училища, которое окончил в 1897 году. И в том же году поступил на Механическое отделение Санкт-Петербургского Технологического института Императора Николая I. В годы учебы в институте он руководил постройкой железнодорожного моста на линии Полтава-Ростов и строительством цеха отливки и обработки брони на Ижорском заводе в Петербурге. 6 июня 1902 года он окончил институт со званием инженера-технолога. Однако из-за того, что еще со времени учебы в училище его влекло к изучению физики, он решил посвятить свою будущую жизнь физике. Поэтому он поехал для продолжения образования в Мюнхенский университет к Вильгельму Конраду Рентгену. В Мюнхене А.Ф. Иоффе начал серьезно заниматься и научной деятельностью. Через три года, 5 июня 1905 года, защитив диссертацию «Упругое последействие в кристаллическом кварце» с наивысшей оценкой, он вернулся в Санкт-Петербург. Об академике А.Ф. Иоффе и его самой крупной в стране научной школе физиков, в которую входили Нобелевские лауреаты П. Л. Капица и Н. Н. Семенов, написано много.

Однако есть одна существенная область деятельности А.Ф. Иоффе, которая слабо освещена в научной и методической литературе. Это — научно-организационная деятельность в области проблем образования. Педагогическая деятельность А.Ф. Иоффе началась в 1906 году в физической лаборатории Санкт-Петербургского политехнического института, куда он был приглашен в качестве лаборанта (по современным понятиям — ассистента) руководителем этой лаборатории профессором В. В. Скобельцыным. Параллельно с преподаванием в С-Пб ПИ с 1907 года он стал преподавать в Коммерческой школе, с 1908 по 1914 г. читал курс «Термодинамики» в Горном институте, с 1909 по 1913 г. — курс физики на высших курсах П. Ф. Лесгафта, а с 14 января 1914 года — курс «Теория излучения» в Императорском Санкт-Петербургском университете. В 1919 г. по инициативе А. Ф. Иоффе в ППИ был организован физико-механический факультет, деканом которого он был 13 лет: в 1919-1928 гг. и в 1945-1948 гг. С самого начала своей преподавательской он стал активным сторонником принятой в С-Пб ПИ системы обучения, основанной на широко поставленных самостоятельных практических и лабораторных занятиях студентов. Эту систему он распространил и в Коммерческой школе. По свидетельству академика И. В. Обреимова (1894-1981), учившегося у него в 5 классе (ныне это 7 класс), А. Ф. Иоффе водил своих учеников на экскурсии в Политехнический институт и привлекал их к выполнению учебных экспериментов в физической лаборатории. Впоследствии он начал развивать эту систему обучения и стал активно привлекать студентов к участию в научно-исследовательской работе. Выпускник Электромеханического отделения ППИ 1918 года П. Л. Капица опубликовал первые свои научные работы в Журнале Русского физико-химического общества в 1916 году, будучи еще студентом. В этом же журнале в 1915 и в 1916 годах были опубликованы первые научные статьи студентов Петроградского университета П. И. Лукирского и Н. Н. Семенова. Широкое привлечение студентов к выполнению научных исследований в физико-техническом отделе Государственного рентгенологического и радиологического института, начиная с младших курсов, стало основным принципом обучения на физико-механическом факультете Петроградского политехнического института.

В подтверждение написанному приведем слова из выступления 28 октября 1980 г. в Ленинграде выпускника физико-механического факультета 1925 года, трижды Героя Социалистического Труда, академика Ю. Б. Харитона на сессии Президиума АН СССР, посвященной столетию со дня рождения академика А. Ф. Иоффе: «Весной 1921 г. я закончил первый курс обучения, и в моей жизни произошло важнейшее событие. Меня пригласил Николай Николаевич Семенов и предложил мне и двум моим однокурсникам (А. Ф. Вальтеру и В. Н. Кондратьеву) работать в его лаборатории. Это было огромное счастье». Эти «три мушкетера», будучи студентами, не только занимались наукой, но и в 1924 году составили под редакцией А.Ф. Иоффе «Задачник по физике», который выдержал 11 изданий. Он не утратил своего значения и в наши дни. Автору этих строк приходилось решать задачи из него в начале 50-х годов при изучении курса общей физики во время учебы в Бакинском университете и использовать его в конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов в своей преподавательской деятельности в ЛПИ. Вот откуда берет начало так называемая «физтеховская» система обучения. Опираясь на положительный опыт сотрудничества физико-механического факультета ЛПИ и лаборатории Физико-технического института, А. Ф. Иоффе 14 декабря 1930 года в своем докладе в Физическом институте МГУ говорил: «Научная деятельность, умение наблюдать, искать новые пути, находить выходы из противоречий, на которые наталкиваешься в своей работе или в ходе мыслей, — это работа, которая должна вестись непрерывно и начинаться, возможно, раньше. Обучение не должно разбиваться последовательно на два периода, когда лишь во втором периоде разрешается работать активно, а в первом периоде усваивается такое число фактов и готовых формул, что становишься неспособным к самостоятельной творческой работе второго периода. Мне кажется, что усвоение и творческая работа должны идти параллельно, причем как можно раньше должно начинаться самостоятельное творчество».

Приведенная выдержка из доклада позволяет сделать вывод, что А. Ф. Иоффе следует считать также одним из зачинателей введения НИРС в учебные планы вузов. Опыт тесного сотрудничества физико-механического факультета Ленинградского политехнического института и Физико-технического института АН СССР в деле подготовки исследовательских кадров для науки и производства получил распространение и развитие в послевоенные годы при организации Физико-технического и Инженерно-физического институтов в Москве и Новосибирского университета в Сибири. Им были предложены и другие идеи по проблемам образования, остающиеся актуальными и сегодня. В частности это идея профессиональной направленности обучения физике и междисциплинарных связях курса физики. По поводу профессиональной направленности он писал: «…нельзя преподавать одну и ту же физику — физику «вообще» металлургу и электрику, врачу и агроному. Такое преподавание и делает физику общеобразовательным предметом, тогда как она призвана также обогащать и углублять специальное образование. Для агронома физика — это основа агротехники, светофизиологии, для врача — биофизики. Электрику физика, (а не электротехника) должна дать основанное на квантовой механике учение об электронах в вакууме, в газах, в металлах, полупроводниках и изоляторах — понимание механизма намагничивания и сегнетоэлектричества. Металлургу и теплотехнику необходима молекулярная физика, статистическая термодинамика и т.п.» Более того, по его мнению, с которым нельзя не согласиться и сегодня, «упражнения по курсу физики следует вести на техническом материале, соответствующем профилю данного втуза. Для того чтобы разбираемые на упражнениях задачи отвечали на реальные вопросы производства, желательно, чтобы среди руководителей упражнениями были молодые сотрудники технических кафедр.

Такой вид связи кафедры физики с ведущими техническими кафедрами втуза полезен еще и потому, что он повысит квалификацию преподавателей специальных дисциплин в области физики». Что касается междисциплинарных связей, то он считал: «Курс физики как часть обучения необходимо обязательно согласовать как с программой диалектического и исторического материализма, так и с содержанием курсов механики и химии, сопротивления материалов и технической термодинамики и других технических дисциплин». Говоря о работах А. Ф. Иоффе по проблемам образования, нельзя не отметить тот огромный вклад, который он внес в создание современных учебных пособий по физике для вузов. Началось с того, что в 1912 году А. Ф. Иоффе опубликовал курс лекций по термодинамике, читаемый им студентам Горного института. В 1914 году профессор О. Д. Хвольсон предложил ему написать главу о термодинамике лучистой энергии в очередное издание своего знаменитого многотомного курса физики. В 1919 г. вышли в свет его «Лекции по молекулярной физике», а в 1927 г. – «Курс физики». Все эти книги вышли не одним изданием. Приведем из нее только одну фразу: «Учебники Иоффе сжаты по объему и между тем включают в себя все самое главное. Это своего рода пространные конспекты, в которых лаконичность фразы не только не затрудняет ее восприятия, а наоборот облегчает».